Генрих Белль «Глазами клоуна» краткое содержание

Глазами клоуна краткое содержание Г.Белль

Генрих Белль «Глазами клоуна» краткое содержание

Все происходит в городе Бонн. Повествование романа представлено в виде монолога комического актера Ганса Шнира.

Гансу двадцать восемь и совсем недавно он пережил неприятный момент жизни — от него ушла его единственная и первая любовь Мари, чтобы стать женой «этого католика» Цюпфнера. Хуже всего то, что когда его покинула Мари он начал выпивать и работать небрежно, что в свою очередь отразилось на его заработке. Кроме этого на днях, в Бохуме, он поскользнулся, изображая Чарли Чаплина, и повредил колено. За это выступление он получил так мало, что едва хватило денег на дорогу до дома.

К приезду Ганса квартира полностью готова, о ней позаботилась Моника Сильве. Ганс с трудом добирается до дома. Квартира ему досталась в подарок от деда, она находилась на пятом этаже, там все в ржаво-красном оттенке: обои, двери, настенные шкафы. Моника прибралась в квартире, заполнила продуктами холодильник, в столовой поставила цветы и зажгла свечи. В кухне на столе стояла бутылка коньяка, молотый кофе и сигареты. Ганс залпом выпивает коньяку, а остатки выливает на припухшее колено.

Гансу нужно было где-то достать деньги, в кармане у него оставалась лишь одна марка. Он, устроившись по удобнее, начинает выписывать из записной книги номера своих знакомых и родных, собираясь позвонить им. Все имена он делит на два столбика, в одном те, у кого можно попросить в займы, а в другом те, к кому он обратиться при крайней нужде. Между столбиками написано имя Моники Сильве — девушки, которая вполне могла бы, как иногда думает Ганс, заменить ему Мари. Но пока он страдает о Мари, думать о другой девушке он просто не способен. Ганс звонит домой и просит пригласить к телефону госпожу Шнир.

Перед тем как мать взяла трубку Гансу вспомнились не самые счастливые годы детства в обеспеченной семье, постоянное ханжество и лицемерие матери. Госпожа Шнир была заодно с национал-социалистами и, свою шестнадцатилетнюю дочь Генриетту отправила служить в противовоздушные войска, где она и погибла. На сегодня мать Ганса, чтобы полностью соответствовать моде является главой «Объединенного комитета по примирению расовых противоречий». Поговорить нормально с матерью не получается. Ко всему прочему она уже в курсе неудачного выступления сына в Бохуме, о чем она с нескрываемым злорадством сообщает Гансу. Чуть позже в другом телефонном разговоре Ганс скажет: «Я клоун и собираю мгновения». И все его повествование составлено из мгновенных воспоминаний.

Лишь одни воспоминания у Ганса будут самыми подробными и долгими — воспоминания о Мари.

Ему уже двадцать один год, а ей было девятнадцать, когда он одним вечером забрался в её комнату, «чтобы делать с ней то, что делают муж с женой». Мари не стала его прогонять, но вскоре после той ночи уехала жить в Кёльн. Ганс устремился за ней. Тогда началась их нелегкая совместная жизнь, ведь карьера Ганса только начиналась. Так как Мари была истовой католичкой, то их с Гансом неосвященный церковью союз был грехом. Семья Ганса воспитала его протестантом.

Мари, с ведома Ганса, часто посещала католический кружок, члены которого убедили её оставить неверующего клоуна и стать женой католика Гериберта Цюпфнера. Ганс в отчаянии от одной мысли, что этот Цюпфнер «может или смеет смотреть, как Мари одевается…». Ей придется не одевать детей, ведь они много раз подробно обсуждали, как вместе будут наряжать своих будущих детей.

Затем Ганс набирает номер телефона своего брата Лео, который для себя сделал выбор в пользу духовенства. С Лео поговорить не удается, так как все студенты-богословы находятся на обеде. Ганс пытается выяснить какую-нибудь информацию о Мари, звоня нескольким членам католического кружка, который посещала Мари. Но они дают совет ему забыть про Мари и стойко перенести расставание, говоря, что Мари не являлась его законной женой. Звонит Гансу его агент Цонерер. Он хамоват и грубоват, но искренне сожалеет Гансу и дает обещание, что вновь будет с ним сотрудничать, если тот прекратит пить и как минимум три месяца проведет за тренировками. Закончив с ним разговор Ганс осознает, что это был первый человек за прошедший вечер, с кем он охотно бы еще побеседовал.

Звонят в дверь. На пороге оказывается отец Ганса, Альфонс Шнир, являющийся генеральным директором угольного концерна Шниров. Сын не ожидал видеть отца, они редко общаются. Отец желает оказать Гансу помощь, но делает это по-своему. Отец, посоветовавшись с лучшим театральным критиком Генненхольдом, предлагает сыну поступить на курсы пантомимы к одному из лучших педагогов. При этом Гансу нужно будет полностью забыть про свою манеру выступления. Отец может профинансировать его занятия. Ганс отказывается от предложения отца. Говоря, что ему уже слишком поздно чему-то учиться, сейчас самое время работать. «Значит, ты не нуждаешься в деньгах?» — спросил его отец с явным облегчением в голосе. Но выясняется, что это не так и Гансу требуются на сегодня тысячи марок, для тренировки, чтоб он мог снова вернуться на любимую работу.

Отец не готов тратить такие огромные деньги. Он мог бы выделить двести-триста марок в месяц. После этого отец переводит разговор на другую Тему и Гансу не удается больше упомянуть о крайней нужде в деньгах. Когда Ганс провожает отца, чтоб напомнить о деньгах, он начинает жонглировать последней монеткой, но это не дает никакого результата.

После того, как отец покинул его квартиру, Ганс набирает Беле Брозен, которая является любовницей его отца, и просит, по возможности убедить отца в том, что Гансу очень нужны деньги. Трубку он бросает в полной уверенности, «что из этого источника никогда ничего не капнет», и, пребывая в гневе, выбрасывает из окна последнюю марку. Но с туже секунду он начинает жалеть о содеянном, и готов выбежать на улицу в поисках монеты на мостовой, но остается на месте, ведь он ждет, когда Лео позвонит ему или придет.

На Ганса опять наваливаются воспоминания и он, сам не осознавая, что совершает, звонит Монике Сильве. Он просит прийти её и одновременно боится её согласия. Но Моника отказывает, так как ждет гостей и после уезжает на двухнедельный семинар. А потом обещает навестить его. Ганс прислушивается к её дыханию в трубке («О Господи, хоть дыхание женщины…») и невольно придается воспоминаниям кочевой жизни с Мари, после чего пытается представить её теперешний образ жизни и не верит, что она могла вот так просто забыть о нем. Он отправляется в спальню, чтоб наложить грим. С момента своего приезда он не был в спальне, боясь увидеть вещь, напоминающую о Мари. Она не оставила даже намека на свое присутствие и Ганс не понимает, хорошо это или плохо.

Он хочет выйти выступать на улицу: сесть на ступени боннского вокзала с набеленным лицом, без всякого другого грима, «и петь акафисты, подыгрывая себе на гитаре». Рядом бросить шляпу, и было бы не плохо, если бы в ней находились несколько пфеннигов, или сигарета.

Отец мог бы сделать так, чтоб у него была лицензия уличного певца, мечтает Ганс и тогда он мог бы спокойно петь на ступенях вокзала и ждать, когда придет поезд из Рима, ведь Мари сейчас именно там. Если Мари пройдет мимо и не обнимет его, то у него только один выход — самоубийство. Колено уже не так сильно болит и Ганс берет гитару и приступает к репетиции новой роли. Звонит телефон — это Лео, он говорит, что уже слишком поздно, и он не сможет сегодня к нему прийти.

Ганс надевает на себя голубую рубашку и ярко-зеленые брюки, оценивает себя в зеркале — блестяще! Белила, нанесенные на лицо толстым слоем, потрескались, а темные волосы выглядят как парик. Ганс уже представляет, как знакомые и родные бросают в шляпу монеты. На пути Ганс осознает, что сейчас карнавал и это дает хороший шанс профессионально замаскироваться среди любителей. Он кладет на ступени подушку, садится, рядом бросает шляпу, в которой находится сигарета и начинает петь. Вскоре в шляпе появляется первая монета…

Оцените статью
Добавить комментарий