Марио и волшебник — новелла Томаса Манна, издана в 1929 году.
«Марио и волшебник» анализ
Главная идея «Марио и волшебник» — осуждение фашизма и диктатур в тогдашней Европе.
Жанр «Марио и волшебник» — новелла. В небольшом по содержанию произведении через напряженный, динамичный сюжет — события во время отдыха рассказчика, неожиданную развязку сеанса Чиполлы, воссоздана не только духовная и психологическая атмосфера 20-30-х годов в Италии, в Европе, но и выход из этой ситуации.
Тема «Марио и волшебник»: воспроизведение тревожной атмосферы, пропитанной идеями фашизма
Произведение как политическая аллегория. Суть аллегории составляет внутреннее сравнения определенного явления с другим, где конкретный образ является формой раскрытия абстрактного представления, суждения, понятия. Таким конкретным образом в новелле является Чиполла, поступки которого позволяют представить политику фашистов, политику тоталитарного режима.
Место действия. Итальянский курорт Toppe ди Венере в переводе означает Башня Венеры. Венера — богиня любви. Это название ассоциируется с вершиной любви, с городом, который предохраняет сама богиня Венера. Toppe ди Венере — город, который считали идиллическим уголком для немногих, хранилищем для тех, кто любит покой. Город привлекал бывшей тишиной, «которой здесь давно уже нет».
Главные герои «Марио и волшебник»: Рассказчик и его семья, официант Марио, госпожа Анджольери (хозяйка пансионата «Элеонора»), Джованотто, гипнотизер Чиполло
Форма повествования. От первого лица — рассказчика; субъективный рассказ очевидца события, который рассказывает ее через некоторое время.
Композиция «Марио и волшебник»
I ч. — Знакомство с курортом Toppe ди Венере.
II ч. — Изображение событий, которые произошли с семьей рассказчика.
III ч. — Сеанс Чиполлы, кульминацией которого является неприличный танец загипнотизированных зрителей, а развязкой — смерть Чиполлы.
Первая часть органично впитывает в себя две другие: читатель узнает, что во время отдыха рассказчика произошли драматические события. Все эти части объединяет рассказ рассказчика.
Два плана сюжета. Внешний — рассказ о сеансе Чиполлы, и внутренний, символический — это исследован в феномене «фокусника» тип «сильной личности».
Два мира. Мир детей и мир взрослых: рассказчик пытается защитить детей от драматических событий в мире взрослых. День — ночь: во второй части рассказывается о том, что происходит днем, а в третий — в темноте августовской ночи.
Основная мысль. Влияние антигуманной сущности тоталитарной системы на общечеловеческие нормы поведения, вера в победу здоровых начал.
Проблематика «Марио и волшебник»
Морально-этические проблемы:
- изменение поведения людей, общечеловеческих нравственных ценностей, отношения между людьми;
- проблема человеческих судеб;
- проблема добра и зла антигуманной сущности идеологии тоталитаризма, нацизма и фашизма, манипулирования толпой, обезличивание людей;
- внутренней свободы личности;
- права человека на выбор в экстремальной ситуации;
- соотношение толпы и тирана;
- как общество могло допустить такую уверенную поступь фашизма по странами Европы, способно ли оно остановить этот безумие
Конфликт: добра и зла, порыва к свободе и порабощения, умных здоровых начал и демонизма, гармонии и хаоса, света и тьмы.
Художественные особенности новеллы «Марио и волшебник»
Модернистское идейное содержание при внешне реалистической форме.
— Признаки реализма: много описаний (описание итальянских курортов), психологический анализ (переживания, мысли, состояние души рассказчика и его семьи), натуралистические подробности (изображение жертв Чиполлы).
— Черты модернизма в произведении: пейзажи-символы, аллегории, по естественной картине показывают обобщения формы существования человечества; живописность произведения, обострение контрастов (импрессионизм), изображения характеров, настроений, чувств героев (экспрессионистические элементы), символика (сеанс Чиполлы и описание внешности фокусника, и его смерть), философичность и аллегоричность.