«1984» — антиутопия Джорджа Оруэлла, опубликована в 1949 г.
«1984» Джордж Оруэлл анализ
Автор — Джордж Оруэлл
Жанр — роман-антиутопия
Год написания — 1948
Тема: изображение общей структуры тоталитарного государства, опасного для человечества и общества
Идея – протест против насилия, защита прав человека.
Проблемы: Как происходит преобразование нормальной, способной мыслить личности с чувством собственного достоинства в человека, способного только выполнять требования режима.
Главные герои
- Уинстон Смит – главный герой, 39-летний мужчина. Относится к внешней партии. Работает в Министерстве правды.
- Джулия — девушка, влюбленная в главного героя. Ей 26 лет, у нее пышные каштановые волосы и карие глаза, тонкая талия, перетянутая красным поясом Молодежного Антиполового Союза.
- О’Брайен – чиновник Внутренней Партии.
- Мистер Чаррингтон – владелец антикварной лавки, сотрудник полиции мнений.
- Старший брат – лидер партии. Эта таинственная фигура является центром власти Океании, но ее никто никогда не видел. «Самый ужасный из всех ужасов в мире»
- Сайм – образованный коллега Уинстона, филолог.
- Том Парсонс – коллега и сосед Уинстона
Мир в романе «1984»
На планете Земля существует три супердержавы Океания, Евразия, Остазия. Автор рассказывает об Океании. Руководит этим государством Партия, которая делится на внутреннюю и внешнюю. Официальным языком Океании является новояз.
Большинство населения страны, описанной автором, составляют пролы. Это необразованные низы, составляющие 90 % населения, они тяжело работают. Их приравнивают к животным.
Полиции мнений больше всего боятся жители Океании, а самое ужасное преступление мыслепреступление. Личное чувство, на которое в Океании никто не имел права – любовь.
Океанией управляют 4 министерства:
- Министерство Изобилия
- Министерство Мира
- В Министерстве Любви преступников не наказывают, а лечат. Это здание не имело окон. Министерство Любви отвечает в романе за мониторинг, аресты, пытки диссидентов.
- На фасаде здания Министерства Правды было три лозунга партии: война – это мир, свобода – это рабство, невежество – это сила
1984 год — именно то время описывает автор в своем романе. В 1984 году происходят все события, за исключением нескольких воспоминаний о карьере Уинстона в министерстве правды, о его неудачном браке, о его детстве.
Автор описывает выдуманные общество, лидер которого Большой Брат. Это репрессивное обществе, которым управляет партия. Являясь членом так называемой внешней партии, Уинстон фактически находится под неустанным наблюдением и днем и ночью. Камеры слежения есть у него дома и на работе, на улицах.
Он не разделяет партийные лозунги и идеологию и в глубине души сильно сомневается в партии, окружающей действительности и вообще во всём том, в чём только можно сомневаться. Чтобы «выпустить пар» и не совершить безрассудный поступок, он ведёт дневник, в котором старается излагать все свои сомнения. На людях же он старается притворяться приверженцем партийных идей.
Уинстон подозревал, что Джулия следит за ним и смотрит на нее со смесью желания и паранойи. Но когда она признается ему в любви, между ними начинается роман, но Уинстона не покидает мысль, что они уже покойники (свободные любовные отношения между мужчиной и женщиной, являющимися членами партии, запрещены партией). Они снимают комнатку у Чаррингтона, которая становится местом их регулярных встреч. Уинстон и Джулия решаются на безумный поступок и идут к О’Брайену и просят, чтобы он принял их в подпольное Братство, хотя сами лишь предполагают, что он в нём состоит. О’Брайен их принимает и даёт им книгу, написанную врагом государства Голдстейном.
Уинстон считает, что партии нужно сопротивляться и свергать, но Джулия считает, что лучше уклониться от своей власти, притворяясь, что согласится с ней.
Через некоторое время их арестовывают в комнатке у мистера Чаррингтона, так как этот милый старик оказался сотрудником полиции мыслей. В министерстве любви Уинстона долго обрабатывают. Главным палачом, к удивлению Уинстона, оказывается О’Брайен. Сначала Уинстон пытается бороться и не отрекаться от себя. Однако от постоянных физических и психических мучений он постепенно отрекается от себя, от своих взглядов, надеясь отречься от них разумом, но не душой. Он отрекается от всего, кроме своей любви к Джулии. Однако и эту любовь ломает О’Брайен.
Кульминация романа приходит, когда он должен выбирать между Джулией и Большим братом, между индивидуальностью и соответствием. В комнате 101 О’Брайен демонстрирует средневековое устройство пыток, клетку, полную крыс, привязанную к лицу заключенного. В панике Уинстон отрекается от Джулии, умоляя О’Брайена мучить ее вместо него, нарушая обещание, которое он поклялся никогда не сломать: «Если бы они могли заставить меня перестать любить тебя, это было бы настоящим предательством». В комнате 101 партии удается разбить Уинстона не только физически и умственно, но и эмоционально.
Уинстон вновь возвращается в общество как верный и преданный член партии. Он снова встречает Джулию и понимает, что они оба предали друг друга под пыткой, и он уже не может стоять рядом с ней.
Оруэлл писал роман 1948 года и рассказывал в нем фактически о своем времени, пытаясь раскрыть глаза мировой общественности на ту правду, которой она упорно не хотела видеть.