«Паутинка» Акутагава Рюноскэ анализ

«Паутинка» анализ произведения Р. Акутагавы изложен в этой статье.

«Паутинка» Акутагава Рюноскэ анализ

Жанр. Философская новелла

Тема: противостояние добра и зла, Будда дает шанс Кандате выбраться из ада.

Идея: утверждение принципов гуманизма; только добрые дела помогут достичь гармонии с собой, жить в добре и согласии с миром; человек несет ответственность за каждый свой поступок.

Главная мысль — Каждый должен отвечать за свои поступки. Существует высшая справедливость, и за все придет расплата.

Композиция. Три части Рай → Ад → Рай. (Композиционный прием — обрамление)

 

«Паутинка» сюжет

Однажды утром Будда бродил в одиночестве по берегу райского пруда. Он остановился в раздумье и вдруг увидел все, что творилось на дне Лотосового пруда, доходившего до самых недр преисподней. Там, внизу, толпилось великое множество грешников. Взор Будды упал на одного из них. Звали его Кандата, и был он страшным разбойником: убивал, грабил, поджигал, но все же нашлось у него на счету одно доброе дело. Как-то раз в чаще леса он чуть было не наступил на крохотного паучка, но в последний миг пожалел его и убрал ногу. Будда захотел вознаградить разбойника за доброе дело и спасти его из бездны ада. Увидев райского паучка, Будда «подвесил прекрасную серебряную нить к зелёному, как нефрит, листу лотоса» и опустил ее конец в воду. Паутинка стала спускаться вниз, пока не достигла глубин преисподней, где Кандата вместе с другими грешниками терпел лютые мучения в Озере крови. Вдруг он поднял голову и стал всматриваться в темноту. Он увидел, как с неба к нему спускается, поблёскивая тонким лучиком, серебряная паутинка, словно опасаясь, как бы ее не приметили другие грешники. Кандата захлопал в ладоши от радости. Ухватившись за паутинку, он начал изо всех сил карабкаться вверх — для опытного вора это было делом привычным. Но от преисподней до неба далеко, и Кандата устал. Остановившись передохнуть, он взглянул вниз. Он поднялся так высоко, что Озеро крови скрылось из глаз, а вершина страшной Игольной горы была под ногами. Он радостно закричал: «Спасён! Спасён!», но тут же заметил, что бесчисленные грешники облепили паутинку и ползут вслед за ним все выше и выше. Кандата испугался, что паутинка может порваться и он снова попадёт в преисподнюю, и завопил, что это его паутинка и он никому не разрешает взбираться по ней. И тут паутинка, до той поры целая и невредимая, с треском лопнула как раз там, где за неё цеплялся Кандата, и он полетел вниз. Будда видел все, что случилось, с начала и до конца. Когда Кандата погрузился на самое дно Озера крови, Будда с опечаленным лицом продолжил прогулку.

Композиция «Паутинка»

  • Экспозиция — Будда ходит в раю.
  • Завязка — Будда случайно заглядывает в ад и видит Кандата и решает ему помочь.
  • Развитие событий — негодяй видит паутинку и карабкается вверх, стремясь попасть в рай.
  • Кульминация — Кандата смотрит вниз, в ад, видит грешников, которые лезут за ним, проявляет свою агрессивную эгоистическую сущность.
  • Развязка — паутинка обрывается над головой Кандата, грешник теперь навсегда летит в ад.
  • Эпилог — Будда рассуждает о шансе. Будда и лотосы.

«Паутинка» символы

Будда — Добро, гармония, умиротворение, нравственный идеал.

Лотос считается в Японии священным цветком, связанным  с буддизмом. Лотос символизирует учения Будды, воплощая совершенство, мудрость, духовную чистоту, стремление к нравственному совершенству и просветлению. Согласно японской мифологии — Мировое Дерево, соединяющее три уровня мироздания: корень находится в иле (болоте), стебель — в воде, а листья и цветок — обращены к небу. Лотос напоминает о том, что в какой бы среде не родился человек и где бы ни находился, он способен достичь высокого и светлого идеала. Ведь Лотос начинает расти на дне озера, в грязи и воде; он медленно растет вверх, а когда выходит на поверхность озера, превращается в замечательный цветок. Поэтому еще одно символическое значение лотоса — это победа красоты и чистоты над грязью жизни.

Вода, озеро — начало и конец всего сущего на земле, символ очищения души и тела, источник жизни. (Опуститься в озеро означает, с одной стороны, смерть, а с другой — исцеление и возрождение)

Паук для японцев (с позиций буддизма) — Великий Ткач, Творец мира, его центр; посредник между мирами, пространством и временем; символ мудрости; символ жизни — прядет нить Судьбы.

Паутина (с позиций буддизма) — символ восхождения, подъема (синонимичные понятия — гора, крест, лестница, дерево, лиана) нить Судьба, которой Великий Ткач (паук) привязывает людей к паутине жизни (прошлое — настоящее — будущее) символ мимолетности жизни и текучести времени; спираль олицетворяет собой творение и развитие; символ праведной жизни, путь к спасению души

Серебристая нить — в восточных философиях это нить, которая держит жизнь человека.

Паутинка-нить:
-на земном пути Кандата только одно доброе дело;

-нитка судьбы, один конец которой — в руках человека, другой — во власти высшей силы, провидение;

-связь между мирами: рай — земля — ад.

Река Сандзунокава, Кровавое озеро, Шпилевая гора, Кандата — зло, порок человека, расплата за преступную жизнь на земле.
Утро — начало нового, восход солнца, надежда, перерождение души

История написания «Паутинка»

Новеллу «Паутинка» впервые напечатали в журнале «Красная птица», который издавала группа писателей специально для детей, с целью развивать нравственные качества и творческие способности детей. Основная мысль произведения А. Рюноскэ вполне соответствовала целям издания, ведь писатель смог воплотить глубокий нравственный смысл в совершенной форме.

План «Паутинка»

1 часть. Решение Будды отблагодарить за добро Кандата.

2 часть. Неиспользованный шанс.

3 часть. расстроенный Будда

Оцените статью
Добавить комментарий