Николай Гумилев «Она» анализ

Анализ произведений

Анализ стихотворения Гумилева «Она» поможет узнать жанр, тему, идею, средства выразительности

Николай Гумилев «Она» анализ

АвторНиколай Гумилев

Год написания — 1912

Николай Гумилев «Она» история создания: стихотворение «Она» впервые опубликовано в сборнике «Чужое небо» в 1912 году, который критики считают первым по-настоящему акмеистическим. По словам А. Ахматовой, это стихотворения о ней.

Основная тема – тема любви лирического героя.

Основная мысль — только любовь делает человека счастливым.

Идеей является понимание того, что любовь к женщине  всегда загадочна и необъяснима.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, в большинстве своем рифма точная,  чередование мужской и женской рифм; рифмовка перекрестная.

Повествование ведется от 1-го лица (лирического героя). Можно говорить о максимальном сближении автора и лирического героя. В стихотворении представлен образ героини-возлюбленной, у нее нет имени, она предстает как «женщина». На протяжении всего повествования перед нами возникает образ героини. Мы понимаем, что она – поэтесса («Ее душа открыта жадно/ Лишь медной музыке стиха»), причем поэтесса очень талантливая, так как лирический герой идет к ней «Учиться мудрой сладкой боли / В ее истоме и бреду». Описывается героиня с нежностью, любовью, благоговением: «Назвать нельзя ее красивой,/ Но в ней все счастие мое».

Ключевыми словами в стихотворении являются слова, наиболее ярко характеризующие героиню: «молчанье», «усталость», «томление», «мерцанье зрачков», «душа», «мудрая, сладкая боль».

Композиция стихотворения:

Произведения состоит из трех частей:

1)   1-3 строфы,

2)   4 строфа,

3)   5 строфа.

Гумилев «Она» средства художественной выразительности:

—     эпитеты («таинственное мерцанье», «четки сны», «райский, огненный песок»);

—     сравнения («четки сны ее, как тени»);

—     гиперболы («держит молнии в руке»);

—     метафоры («горькая усталость», «медная музыка стиха», «мудрая, сладкая боль», «душа открыта жадно»).

—  аллитерация наблюдается в строках: 3 (т), 7(д), 12(в,н), 13(ж,д), 17(т,л), 20(н). Звук [т] при частотном употреблении  придает тексту чувственный оттенок благодаря своей взрывной природе. Сонорные звуки яркие, солнечные, они определяют земную ипостась, выражают земные радости.

— Ассонанс. В стихотворении доминируют 2 звука: [о] и [а]. Звук [а] ассоциируется в сознании с прямотой, искренностью, открытостью высказываний (что характерно для программных акмеистов), а также звук придает тексту мелодичность. Два основных звука в тексте закреплены и в его названии: [о] н [а].

С помощью тщательно отобранных лексических средств, звукописи, образных художественных средств, четкости композиции, отказа от эффектных рифм Гумилев достигает той высоты языка, его чистоты и доступности, которая,  по мнению акмеистов, и должна стать основой новой поэзии.

Н. Гумилев «Она»

Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов
Живет в таинственном мерцаньи
Ее расширенных зрачков.

Ее душа открыта жадно
Лишь медной музыке стиха,
Пред жизнью дольней и отрадной
Высокомерна и глуха.

Неслышный и неторопливый,
Так странно плавен шаг ее,
Назвать нельзя ее красивой,
Но в ней все счастие мое.

Когда я жажду своеволий,
И смел и горд – я к ней иду
Учиться мудрой сладкой боли
В ее истоме и бреду.

Она светла в часы томлений
И держит молнии в руке,
И четки сны ее, как тени
На райском огненном песке

Оцените статью
Добавить комментарий