Жанр «Судьба человека» — рассказ, где ведется эпическое повествование о нескольких эпизодах из жизни героя.
Рассказ – короткий литературный жанр, раскрывающий одну сюжетную линию и несколько образов героев.
Литераторы утверждают, что «Судьба человека» — это эпопейный рассказ.
Композиция кольцевая: начинается и заканчивается разговором автора с попутчиками. Центральная часть – повествование от имени главного героя, вместе с которым мы следим за событиями, смотрим на них его же глазами. Это дает возможность осмыслить оценку совершенных им поступков, понять его переживания. Писатель использовал рассказы двух авторов, начинающихся в разных ключах и приходящих к единству. И это позволило рассказу выбрать в себя огромный материал – жизнь человека, его судьбу на протяжении четверти века, раскрыть типичные черты русского характера.
Рассказ Соколова условно можно разделить на 3 части:
- довоенная жизнь;
- война;
- первые послевоенные годы.
Литературоведы 3. Шолохов так строит исповедь героя, что она западает нам в душу, воспламеняя ответные чувства сострадания вдосталь хлебнувшему горя человеку и восхищения его несгибаемым мужеством и стойкостью. Шолохов добивается такой силы воздействия исповеди Андрея Соколова на читателя благодаря тому, что располагает пережитые им события по степени все нарастающего трагического драматизма:
- первые часы плена;
- месть предателя;
- жестокая расплата за первый неудавшийся побег;
- картина единоборства пленного солдата с Мюллером – одна из его композиционных вершин. Картина эта обладает относительной внутренней самостоятельностью. У неё своя тема, своя идея и даже свой жанр;
- побег с толстым немецким офицером.
Однако если присмотреться к композиции произведения, то можно уточнить общее определение, ведь это – рассказ в рассказе. Вначале повествование ведется от имени автора, который случайно встретился с главным героем. Андрей Соколов сам рассказывает о своей нелегкой жизни. Повествование от первого лица позволяет читателям лучше проникнуться чувствами героя и понять его. Авторские ремарки вводятся, чтобы характеризовать героя со стороны («глаза, словно присыпанные пеплом», «ни единой слезинки не увидел в его словно бы мертвых, потухших глазах… только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твердые губы») и показать, как глубоко страдает этот сильный человек.