«Чайка по имени Джонатан Ливингстон» анализ

Анализ произведения «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» — тема, идея, жанр, сюжет

«Чайка по имени Джонатан Ливингстон» анализ 

Автор — Ричард Бах

Год издания — 1970

Жанр — повесть-притча

Тема — рассказ о молодой чайке, которая научилась летать и посвящает себя самосовершенствованию и самопожертвованию

Идея — нужно стремиться к самосовершенствованию

«Чайка по имени Джонатан Ливингстон» аллегорические образы
  • стая чаек — нашу повседневную жизнь;
  • полет Джонатана Ливингстона — свобода;
  • стремление совершенствовать полет — пути человеческого самосовершенствования, желание познать смысл бытия и осмыслить свой статус в мире

Основной конфликт в произведении «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» — это конфликт между серой массой людей (Стая) и личностью (Джонатан). Стая считает, что они не способны познать смысл жизни, потому что он недостижим, они брошены в этот мир только для того, чтобы есть и жить до тех пор, пока хватит сил. С этим категорически не согласен Джонатан, которым руководит жажда познания: «Тысячи лет мы рыскали в поисках рыбьих голов, но сейчас наконец стало понятно, зачем мы живем: чтобы познавать, открывать новое, быть свободными».

Трёхчастная композиция произведения отражает три ступени духовного самосовершенствования Джонатана Ливингстона:

I часть — постижение истины, идеи свободы;

II часть — достижение совершенства;

III часть — стремление поделиться знанием высшей истины с учениками, чтобы они тоже воплотили собой идею Великой Чайки, всеобъемлющую идею свободы.

«Чайка по имени Джонатан Ливингстон» сюжет

Чайку по имени Джонатан Ливингстон с молодости обескураживает бессмысленность и узость существования чаек, обеспокоенных лишь ежедневной борьбой за пропитание. Охваченный страстью к совершенствованию, Джонатан всецело отдаётся изучению полёта как искусства и образа бытия, а не как способа перемещения в пространстве для добычи пищи. В определённый момент он оказывается не в состоянии мириться с правилами примитивного существования социума чаек. Будучи изгнан из стаи, Джонатан ведёт идиллическую жизнь отшельника и ничуть не страдает от одиночества, всецело отдаваясь совершенствованию мастерства полёта.

Однажды Джонатан встречает двух сияющих чаек, которые забирают его в «более совершенную реальность» — на Небеса, в следующий, лучший мир, достижимый через собственное самосовершенствование. Этот мир населён чайками, посвятившими себя искусству полёта. Джонатан с удивлением узнаёт, что его упорство и всепоглощающая устремлённость в обучении позволили ему проделать путь эволюционного развития, на который у обычных чаек уходят тысячи, десятки тысяч жизней.

В новом мире Джонатан знакомится с Чиангом — мудрой чайкой-старейшиной. Чианг становится наставником Джонатана и учит его перемещаться со скоростью мысли в пространстве и времени. По словам Чианга, секрет успеха заключается в глубоком осознании того, что истинное «я» живёт одновременно в любой точке пространства в любой момент времени и не является узником тела с ограниченным набором заранее запрограммированных возможностей.

Чианг уходит в следующий, ещё более совершенный мир. Последними его словами были: «Постарайся постичь, что такое Любовь!» Через некоторое время Джонатан принимает решение вернуться на Землю, чтобы передать полученные знания таким же чайкам, каким он сам был когда-то, чтобы поделиться страстью к полёту и стремлением к совершенству. Джонатан собирает небольшую команду из чаек, изгнанных стаей, и начинает обучать их мастерству полёта. Добившись впечатляющих успехов, вся команда под предводительством Джонатана возвращается в стаю. Вопреки стараниям чаек-старейшин они обретают всё больше сторонников и приверженцев. Вскоре Джонатан передаёт свою роль наставника одному из своих первых учеников, Флетчеру, а сам покидает земной мир, продолжая путь совершенствования.

В последней части, опубликованной лишь недавно, Флетчер продолжает дело своего учителя, но это даётся ему с трудом, потому что ученики всё больше внимания уделяют личности и даже внешности Джонатана, а не его учению, и при этом почти перестают тренироваться. В конце концов Флетчер исчезает, и в течение пары сотен лет от искусства Чайки Джонатана остаётся лишь бессмысленный культ его почитания и полное отсутствие мастерства полёта. Всё больше честных молодых чаек отстраняется от этих верований, не доверяя рассказам о сверхбыстрых полётах. Одна из них, разочаровавшись и желая покончить с собой, встречает сияющую чайку, летящую так, как никто и никогда раньше в её жизни.

Оцените статью
Добавить комментарий