Сентиментализм в музыке

Научные доклады

Краткая характеристика музыка эпохи сентиментализма кратко изложена в этой статье.

Что такое сентиментализм?

Сентиментализм (от французского языка «sent» — чувствительный, чувство и английского «sentimental» — чувствительный) – представляет собой художественное направление в литературе и искусстве, пришедшее на смену классицизма. Основная идея сентиментализма     идеалистическая, мирная жизнь человека с природой. По названию уже понятно, что новое направление провозгласило культ чувства. Истоки его приходятся на Западную Европу 20-ых годов XVIII века, а в 70-е годы XIX века занял ведущее положение.

Сентиментализм в музыке

В эстетике сентиментализма особое место отводилось музыке, которая своей силой может воздействовать на эмоции человека. Ее главный элемент – мелодия, способна оттенить и подчеркнуть естественность, а также  выразительность человеческой речи. 

Ярким последователем сторонников сентименталистской музыки был немецкий музыкант К. Ф. Э. Бах. В своем пособии под названием «Опыт правильного способа игры на клавире» (1753-1762 годы) он подчеркнул, что музыка может затронуть сердца слушателей. Для этого нужно уметь передавать выражаемые чувства мелодиями, а музыкант должен их чувствовать. Идеи сентиментализма отстаивал и К. Ф. Д. Шубарт.

Композиторы данного направления внесли в музыкальный мир новые выразительные средства и образы, способствуя тем самым появлению новых жанров, их обновлению и трансформации. Смешанные жанры стерли четкие границы классицистской эстетики. В итальянских и французских пьесах проникли элементы драматизма и трогательной чувствительности. Типичным произведением смешанного жанра является «Добрая дочка» (Пиччинни, 1760 год), произведения Д. Чимарозы, Дж. Паизиелло. 

В XVIII веке в музыкальных произведениях чувственность переплелась с идеализацией неиспорченных нравов простых людей и идиллией сельской атмосферы. Эта тенденция ярко прослеживается в произведениях Филидора «Том Джонс», Монсиньи «Дезертир», Гретри «Люсиль» и «Гурон». Комические оперы превратились в музыкальную драму с патетическими песенными ставками. В русской музыке примером сентиментализма является опера «Несчастье от кареты» (Пашкевич, 1779 год). 

Возник еще один новый жанр – мелодрама, который создал Руссо. Это пограничный жанр между драматическим театром, симфонией и оперой. Декламация в мелодраме чередуется с оркестровыми  эпизодами. Развитие мелодрамы связывают с движением «Бури и натиска» и чешским музыкантом Й. Бенды, русским композитором Фоминым. 

Благодаря сентиментализму стала появляться сольная песня с инструментальным сопровождением, задушевной искренностью и широким диапазоном музыкального языка. В развитии песенного жанра особую роль сыграла берлинская школа 50-тых годов XVIII века. Ее представителями были Андре, Шульц, Рейхардт, Бах. Их творчество обращено к широкому кругу людей и характеризовалось народностью образов. Самые известные сборники – «Песни для чувствующих душ», «Песни мудрости и добродетели», «Песни дружбы и любви».

Другая группа композиторов – представители мангеймской школы, ввели в музыку новую динамику нарастания звучности. Эти приемы в своим произведениях использовали Йоммелли, Госсек. 

Таким образом, сентиментализм поспособствовал обновлению музыки, демократизации образно-выразительного языка и строя. Простые, задушевные интонации стали источником песенно-романсовый мелос, новых мелодий в симфониях, ораториях и операх. Они использовались в дальнейшем мастерами классической венской школы.

Оцените статью
Добавить комментарий